Сервис мгновенных
сообщений ICQ,
приобретенный инвесткомпанией Digital Sky Technologies (DST), по данным
comScore Media Metrix, занимает в России только третье по популярности
место с 8,49 млн уникальных пользователей на конец марта, уступая QIP
(10,22 млн; принадлежит медиахолдингу РБК) и "Mail.ru агент" (10,86 млн;
подконтролен DST). За 2009 год рыночная доля ICQ сократилась сильнее,
чем у ближайших конкурентов — на 8%, до 36,2%.
Как следует из данных, исследовательской компанией comScore, в марте
2010 года самым популярным в России сервисом обмена мгновенными
сообщениями стал "Mail.ru агент" с аудиторией 10,86 млн уникальных
пользователей. Мессенджер Mail.ru лишь ненамного опередил принадлежащий
медиахолдингу РБК клиент QIP — аудитория последнего достигает 10,22 млн
человек. На каждого из двух лидеров приходится почти половина общей
аудитории мессенджеров в России, которая в марте достигла 23,42 млн
пользователей — 46,4% и 43,7% соответственно.
ICQ занимает в России только третье по популярности место с 8,49 млн
(36,2%, за год ее доля сократилась на российском рынке на 8%) уникальных
пользователей. Впрочем, Россия не является для ICQ крупнейшим рынком —
так, в Германии этим мессенджером в марте воспользовались 12,86 млн
человек (40% общемировой аудитории ICQ; на Россию приходится 26,43%).
Именно между тремя крупнейшими сервисами в основном и поделен российский
рынок. На четвертый мессенджер, Skype,
приходится пока только 1,58 млн человек (6,7%), а доля остальных
игроков не превышает и миллиона пользователей. При этом только два
мессенджера из трех — "Mail.ru агент" и ICQ — развивают собственные
протоколы обмена сообщениями. QIP работает на чужих протоколах — тех же
Mail.ru и ICQ, а также бесплатном — Jabber. Впрочем, по опубликованным в
феврале данным MASMI Russia, популярность Jabber в России не так велика
— на него приходится 4% аудитории мессенджеров.
QIP, как и другие бесплатные мессенджеры, использует протокол ICQ без
заключения договора с компанией, а официально партнерами ICQ в России
являются порталы Rambler и Яндекс. Они распространяют брендированные
версии мессенджера с собственной поисковой строкой и делят с ICQ выручку
от размещаемой в нем медийной и контекстной рекламы. Как подчеркивал
топ-менеджер крупной интернет-компании, именно дистрибуция поиска и
является для ICQ основным направлением монетизации: через официальный
сайт мессенджер распространяется со встроенным поиском Google, кроме
того, поиск и домашняя страница партнера ICQ автоматически
устанавливаются в браузере пользователя.
|